Karais ([info]karais) wrote,
@ 2006-10-05 11:23:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:Killswitch Engage - Alive Or Just Breathing
Entry tags:Психология

Трехчастная модель мышления (бета-версия)
Адекватная критика, пожелания и замечания приветствуются


В нашей жизни часто приходится оценивать умственные способности тех, кто нас окружает. Оценка часто происходит спонтанно, на подсознательном уровне. При этом бессознательное, оперируя теми конструктами, которые нечетко определены сознанием, может выдавать некорректные выводы. Иногда получается, что человек идентифицирован как «умный», а начнешь присматриваться, и... возникают сомнения. В ситуации, когда все же есть потребность прийти к однозначному выводу, может включиться сознание. Однако сознательный анализ сопровождается определенными сложностями, т.к. терминология, которая характеризует мыслительную деятельность человека, является крайне неоднозначной. Слова умный, разумный, смышленный, интеллектуальный, эрудированный применяются для характеристики субъекта, который обладает мыслительной способностью определенного уровня. Эта расплывчатость терминологии является источником совершенно естественного непонимания в случаях, когда приходится более внимательно оценить умственные способности конкретного индивидуума. Недоумение приходит, когда встречаешь суеверных ученых или эрудированных верующих.

Процесс мышления невероятно сложен. Он характеризуется способностью к абстракции, анализу и синтезу, построению выводов из исходных посылок, возможностью построения ассоциаций, аналогий и даже может включать аспект интуитивности.

Для того, чтобы более дифференцированно подходить к оценке мыслительных способностей, можно предложить модель, которая учитывает несколько параметров умственной деятельности. Пусть эта модель не будет отражать всех оттенков и особенностей мыслительного процесса, но она может быть вполне функциональной.
Поскольку модель всегда проще оригинала, может быть введено всего три параметра, которые и будут являться структурными элементами нашей модели: интеллект, разумность и эрудиция.

Термин интеллект синонимичен понятиям разум, рассудок, ум. Патопсихология прошлого века поставила вопрос о необходимости разграничения этих понятий, поскольку разнообразие нарушений мышления, наблюдаемое в клинической практике, потребовало детализации подхода к пониманию мыслительной деятельности. Однако до настоящего момента нет однозначного решения относительно разделения понятий «мышление» и «интеллект», поскольку каждый из подходов имеет имеет своих сторонников и противников. Одним из наиболее известных психологов, предложивших строго разграничить эти понятия, является Ганс Юрген Айзенк. Оставив без внимания мотивационный компонент и способность к запоминанию информации, он определил интеллект как универсальную психическую способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. Таким образом, суть понятия «интеллект» была заключена именно в способности перерабатывать информацию. Разграничение памяти и интеллекта представляется очень логичным, поскольку способность к запоминанию по своей сути отличается от способности оперировать данными. (Не даром микропроцессор и ПЗУ – это совершенно разные устройства.)

Итак, в данной модели интеллект становится рабочей лошадью нашего мышления, отличающейся от повозки, которую она тянет и хлыста, который ее погоняет.

Для функционирования интеллекта необходим некоторый объем знаний, который обозначают термином эрудиция. Часть информационного потока, формирующегося благодаря воздействию внешних раздражителей, доходит до сознания и фиксируется в памяти. Способность к запоминанию воспринятых данных определяется скоростью запечатлевания и длительностью сохранения в доступной для извлечения форме. Этот процесс запоминания-воспроизведения отличается некоторой механистичностью: чем лучше работает память, тем более крупные блоки данных сохраняются в почти необработанном виде. Однако эффективность оперирования данными зависит не от объема, а от способности к их ассимиляции. Быстрое запоминание больших массивов информации сопровождается их недостаточной обработкой, откуда и берет начало феномен «зазубрил-сдал-забыл». Дело в том, что фиксация в памяти не тождественна усвоению, которая связана с классификацией и упорядочиванием, проведением причинно-следственных взаимосвязей, сочетанием изучаемого материала с тем, что уже хранится в памяти. Стоит подчеркнуть, что эрудиция характеризует объем имеющихся данных и не имеет отношения к их обработке. При этом важное значение имеет то, в каком виде, хранятся эти данные в памяти. Если они представляют собой нерасчлененные, «непереваренные» конгломераты, то доступ к отдельным составляющим будет весьма затруднен. Это означает, что неусвоенный материал намного труднее вспомнить. Если же входящая информация прошла этап предварительного усвоения, тогда ею легко манипулировать. Поэтому наш интеллектуальный процессор более эффективно работает с той информацией, которая в процессе запоминания прошла через этап ассимиляции.

Интересно отметить, что можно что-то знать в одном отношении и не знать то же самое в другом отношении, в другой ситуации. Так, мы можем не применить имеющиеся знания в новой обстановке или при обсуждении новой темы. Часто происходит так, что мы по-другому начинаем понимать нечто уже давно усвоенное. Поэтому, вероятно, существует процесс дополнительного усвоения уже запомненного материала. С этой точки зрения бесценны многочасовые беседы в кругу друзей за бокалом пива. В многочисленных и, казалось бы, непродуктивных повторениях давно уже обсужденного и пережеванного открываются поистине невероятные горизонты для осознания новых сторон старых истин.

Итак, благодаря эрудиции у нас есть материал, с которым мы можем работать, а интеллект позволяет нам найти ответ на возникший вопрос. Вопросов, которые можно решать существует несметное множество. Но все ли они равнозначны в плане необходимости решения? Очевидно, что коэффициент субъективной полезности от решения разных задач будет отличаться. Поэтому желательно найти задачи с максимальным «полезным выходом». Конечно, можно заявить, что проблемы нужно решать по мере их возникновения, но в один прекрасный момент их количество может превысить возможности. Также можно много говорить об индивидуальных катастрофах как двигателях прогресса, однако в этом случае напрашивается аналогия о гордой птице, которая без пинка не полетит. Поэтому хотелось бы поговорить о том факторе, который отличает человеческий вид от остального животного мира – о разумности. Человеку дана возможность быть не просто отражателем, который реагирует на задевающее его естество возмущение среды. Потенциально в нем заложена способность прогнозировать, моделировать, просчитывать вероятность развития тех или иных событий. Он может поставить перед собой задачу такого рода, которая решит не только актуальную проблему, но и позволит в похожей ситуации в будущем не наступать на те же грабли. Это с первого взляда может показаться неестественным: зачем усложнять себе жизнь анализом произошедших событий, выяснением причины неудач и разработкой способов их предотвращения? Ведь более природно в минимальном объеме отреагировать на возникшую ситуацию и дальше пребывать в полусонном состоянии обыденного существования. Но такая «близость к природе» имеет мало общего с разумностью.

Разумность можно определить как свойство мышления, которое играет ключевую роль в процессе выбора или формулировки необходимых для решения задач. Специфика разумности заключается в том, что она является индикатором, который показывает задачу являющуюся ценной для разрешения. При этом, явного стимула для выбора именно этой задачи может и не быть. Изящество и утонченность разумности проявляется в том, что она может функционировать по совершенно особому принципу, который отличен от простой рефлексии. В одних случаях, разумность помогает оторвать внимание от конкретной проблемы, посмотреть на нее с более общей стороны и сформулировать задачу так, чтобы она решала целый ряд сходных по своему источнику неудач. В других случаях, разумность определяет целевую задачу без явной связи с текущей ситуацией. Отвлеченная, иногда кажущаяся умозрительной, проблема внезапно становится актуальной и все силы хочется бросить на ее решение. Так называемый «здравый смысл» восстает против такого произвола. Как же можно тратить серьезные усилия на решение той задачи, которая появилась вроде бы ниоткуда, и нет никаких гарантий, что плоды, полученные после ее решения, будут нужны в дальнейшем? Однако кажущиеся напрасными усилия впоследствии приносят приличные дивиденды. Проблемы, которые часто возникали раньше, теперь появляются крайне редко; совершенно тупиковые сложности, с которыми нельзя было справиться, разрешаются сами собой. Однако это не означает, что в один прекрасный день все сложности разрешатся и наступит жизнь без трудностей. Если некто идет вперед, он найдет для себя новые проблемы, но трудности среднего Homo с каждым днем станет понять все тяжелее.

Поскольку разумность означает выбор достойной для разрешения задачи, она определяет направленность мыслительной деятельности. Две другие функции не могут определять сферу приложения умственных усилий, т.к. относятся непосредственно к самому процессу решения. Разумность, таким образом, является фактором, собирающим рассеянную познавательную активность в единый луч.

В несколько утрированном примере можно рассмотреть человека с развитым по максимуму интеллектом, атрофированной разумностью и недостаточной эрудицией. Деятельность интеллектуальной функции в таких условиях сводится к решению относительно случайно возникающих задач. При этом степень соотнесения полученного ответа с собственной системой взглядов весьма низка. В результате у многих интеллектуалов совокупность их умственных достижений не пересекается с совокупностью собственных взглядов на мир. Данный субъект вполне может гордиться высокими показателями в тестах на IQ, легко решать уравнения, делать научные открытия, но сталкиваясь с реалиями жизни, часто испытывает непреодолимые трудности. Как итог – неадаптированность в социуме и невозможность построить взаимоотношения в своем микроокружении. Такие интеллектуалы или ученые хорошо себя чувствуют только в узком поле профессиональных задач или проблем, но не видят средств и возможностей для решения жизненно важных вопросов. Так, будучи специалистами в узкой области, они часто становятся добычей сварливых жён, суеверий и монотеистических религий. В такой модели легко объясняется феномен ученого-сциентиста, который при полноценной интеллектуальной функции оказывается глубоко верующим человеком, что означает капитуляцию разума перед важной, но сложной для разрешения задачей (А существует ли бог?).

Несколько иная картина наблюдается при развитости эрудиции у конкретного субъекта на фоне угнетенности разумности и интеллекта. Такие люди часто могут блеснуть обширными знаниями. Для наведения пущего эффекта это может сопровождаться выпячиванием груди и высокопарными, звучными фразами. Первое впечатление может быть самое благоприятное, ведь они неизменно демонстрируют правила этикета, вовремя ссылаются на классиков художественной прозы и сыплют афоризмами. Они могут воспроизводить очень интересные мысли, но все это вне области применения знаний по отношению к себе. Такие индивидуумы могут подготовиться к сдаче экзаменов в кратчайший срок. Во время сессии определения отскакивают от зубов, формулировки стандартны, вызубрены с потрясающей точностью. Но иногда возникает маленький, но существенный нюанс. Если во время подготовки к экзамену коллега по несчастью попросит объяснить непонятный ему вопрос, это может привести нашего героя в тупик. Нет, он не забыл определение и прекрасно расскажет соответствующий параграф, но на вопросы пытающегося ПОНЯТЬ, а не ЗАПОМНИТЬ, ответа может не последовать. Попытка ответить, конечно, будет, но далее сбивчивого повторения вызубренных фраз дело не пойдет. Здесь фокус в том, что только понимание может позволить заменить стандартные термины обычными словами и донести до неволокущего в теме собеседника суть, а не форму. Вот с пониманием этой самой сути у эрудитов бывает напряженка. И их можно понять. Зачем искать внутренние взаимосвязи между явлениями, когда ты после первого прочтения можешь без запинки воспроизвести тему? Зачем вникать в материал, если усилия на понимание и усвоение причинно-следственных взаимосвязей отнимают столько времени и энергии? Именно тот, кто не может зафиксировать в памяти множество разрозненных фактов, вынужден тратить массу усилий на вычленение сути, и тогда сложная цепь закономерностей удержится в памяти надолго.

Сложности могут также возникнуть у субъекта с развитой разумностью, но отстающими эрудицией и интеллектом. Поскольку разумность является направляющей функцией, успех во многом зависит от развитости механизма решения и ресурсов для его работы (интеллектуальный инвентарь). Если же интеллект и эрудиция по каким-то причинам отстают, то это приведет к появлению эдакого беспечного весельчака. Он способен направить свою активность в потенциально продуктивном направлении, но крайне редко в силах довести начатое дело до конца в связи с кажущейся неразрешимостью. Он может отпустить колкое замечание или тонко подметить суть, но сам часто попадает в нелепые ситуации. Часто у таких людей хорошо развито чувство юмора, они демонстрируют беззаботную веселость на фоне кучи проблем по жизни.

Совершенно естественно, что в повседневной жизни мы не часто встретим субъектов с выраженным доминированием одной из функций при неразвитости других. К тому же количественная оценка уровня развития весьма затруднена. С некоторой погрешностью научились измерять интеллект и оценивать эрудицию, но к измерению разумности пока что даже не приблизились. Если будет изобретен способ ее оценки, к понятиям «олигофрения» и «узость мышления» добавится еще один термин, означающий неспособность выбрать или сформулировать актуальную задачу. Также стоит поразмыслить над причинами, которые именно разумность оставили в тени. Не означает ли это существование некоего внутреннего препятствия, которое мешает психологам задуматься над измерением очень важной функции? Есть вероятность, что для многих существует реальная угроза остаться «за гранью» в случае изобретения объективной оценки.


UPD: подрихтовал стилистику, расставил запятые :)



(14 comments) - (Post a new comment)


[info]darkhon
2006-10-05 01:48 pm UTC (link)
Хорошо изложил.

(Reply to this)

А в целом адекватно
[info]void_lj
2006-10-05 03:48 pm UTC (link)
"С этой точки зрения бесценны многочасовые беседы в кругу друзей за бокалом пива. В многочисленных и, казалось бы, непродуктивных повторениях давно уже обсужденного и пережеванного открываются поистине невероятные горизонты для осознания новых сторон старых истин."

Чем-то тут нехорошим пахнет. Кажется, это называется рационализацией: "нет, мы не вредим организму и не забиваем на физкультуру, а ищем в бутылке новые горизонты". У меня такие товарищи на лавочке неподалёку от подъезда тусуются. Для ясности: большая часть знакомых лично мне профессоров-технарей "повторяют материал", преподавая его и тем самым ещё и подрабатывая, а пьют они _чай_. Да, есть один физик, который курит как паровоз, но он уже очевидно деградирует почти по всем областям.
---
"Если же интеллект и эрудиция по каким-то причинам отстают, то это приведет к появлению эдакого беспечного весельчака"

Может привести, причём с ничтожно малой вероятностью. Т.к. негативная обратная связь действительности поспособствут пониманию того, что силёнок-то не хватает. Всё по тексту: "достойной для разрешения задачей" становится самоусиление, личная эволюция. Чесслово, чтобы заметить, что жизнь брыкается, большого интеллекта не потребуется - организм подскажет, что "как-то я неудачником становлюсь". А раз есть разумность, будет и понимание того, что что-то надо делать. Скорость развития уже таки да, зависят от показателей интеллекта и эрудиции - сможет ли учесть все мелочи / найти нужные методики.

Ещё проще: "есть проблемы - благодаря разумности появляется понимание, что с собой надо что-то делать, и благодаря ей же выбирается направление - интеллект и эрудиция помогают корректировать курс или менять направление". Проще говоря, сначала загрустит, ибо поймёт, что надо много вкалывать, а потом может "свернуть себе шею", потому что сделает что-то некорректное.

(Reply to this) (Thread)

Re: А в целом адекватно
[info]karais
2006-10-06 09:08 am UTC (link)
"Чем-то тут нехорошим пахнет. Кажется, это называется рационализацией"
:) А никто не говорит о том, что только этим и надо заниматься.
Впрочем это была не столько фраза о себе сколько для иллюстрации мысли.

"Может привести, причём с ничтожно малой вероятностью."
Да, вероятность появления такого варианта весьма низка но не исключена.

"А раз есть разумность, будет и понимание того, что что-то надо делать."
Если интеллект по нулям и низка эрудиция, то будет понимание но не будет возможности что-то кардинально изменить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]void_lj
2006-10-06 12:39 pm UTC (link)
Если интеллект по нулям и низка эрудиция - разумность высокой вряд ли будет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]karais
2006-10-07 07:09 am UTC (link)
Мнения ученых разошлись :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sheanhesh
2006-10-06 09:54 pm UTC (link)
Ресспект. Красиво и на редкость четко. И thanks. Своевременный текст, а когда текст в какой-то момент становится для тебя своевременным, это значит, что ты его не зря читал и таки да, думал.

> Сложности могут также возникнуть у субъекта с развитой разумностью, но
> отстающими показателями эрудиция и интеллект.

....ИМХО. Четвертая категория - воля. Способность заставить преодолеть трудности и перейти грань от нахождения задачи к началу решения, а также не отступаться до конца.

Я правильно поняла, что интуиция есть часть интеллекта?

Автор, ждем от Вас продолжений! ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]karais
2006-10-07 08:47 am UTC (link)
"....ИМХО. Четвертая категория - воля. Способность заставить преодолеть трудности и перейти грань от нахождения задачи к началу решения, а также не отступаться до конца."
Ты интересным образом уловила тот нюанс, который не вошел в окончательный вариант статьи. Размышления о воле были, но эти мысли не получили здесь выражения т.к. увели бы от основной темы.
И сейчас самое время о ней поговорить.

Отголосок рассуждений о воле остался в словах "интеллект становится рабочей лошадью нашего мышления, который обеспечивает процесс, но отличен от материала с которым работает и хлыста, который его погоняет".
Вот этим погоняющим хлыстом и является мотивация, которая направляет волю в сторону решения задачи. Мотивация играет роль некой "виртуальной" направляющей, которая концентрирует вокруг себя доступную для использования психическую энергию. Эта направленная энергия и является волей. Она несомненно важна для успешности достижения конечной цели при решении задачи, но вряд ли ее можно отнести к мышлению как таковому.

Так вот, предположение состоит в том, что разумность выбирает субъективно ценную задачу не по случайному принципу. Проблема становится актуальной только тогда, когда она совпадает с мотивационным вектором. Таким образом, разумность соединяет мотивационную и когнитиную сферу.

"Я правильно поняла, что интуиция есть часть интеллекта?"
Совершенно верно. Это признает даже академическая психология. Однако у меня есть подозрение, что она это признает не столько по причине четкого понимания ее роли в познавательном процессе, сколько вследствие того, что с интеллектом смешивается все что угодно.

Похоже, что интуиция играет важную роль непосредственно в процессе решения задачи. Это проявляется особенно у тех у кого ведущая психическая функция - интуиция. Веротно тебе близка такая ситуация, когда ты только-только сформулировала задачу, а у тебя в голове ее решение. Особенно меня поражают некоторые кодеры, которые процесс дебаггинга осуществляют не путем скурпулезной оценки кода, а с ходу начинают исправлять ошибку. Если первые пару раз не получается, то тогда уже интуиция откладывается на задний план и потихоньку начинается строго логический анализ.

"Автор, ждем от Вас продолжений! ;)"
Всенепременно :)

Хотелось бы также немного критики. А то все слишком шоколадно получается :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sheanhesh
2006-10-08 05:09 am UTC (link)
"Вот этим погоняющим хлыстом и является мотивация, которая направляет волю в сторону решения задачи. Мотивация играет роль некой "виртуальной" направляющей, которая концентрирует вокруг себя доступную для использования психическую энергию. Эта направленная энергия и является волей. Она несомненно важна для успешности достижения конечной цели при решении задачи, но вряд ли ее можно отнести к мышлению как таковому."

Мало. Воля, помимо прочего, это и способность локально (на данный момент) подавить остальные желания, и, ИМХО, мотивации здесь мало, или "мотивация" должна включать в себя очень много, как интеллект - иррациональное.
Впрочем, подождем. :)

"Особенно меня поражают некоторые кодеры, которые процесс дебаггинга осуществляют не путем скурпулезной оценки кода, а с ходу начинают исправлять ошибку."

Видны самые подозрительные места, ну видны. :) Ну и потом, если там по
указателю-фиг-куда кладут что-нибудь, это часто тоже видно, а половина глюков
на этом. Анализ есть, просто короткий и локальный (небольшой объем текста).

"Всенепременно :)"
:) А я *мерзким голосом* опять попробую попридираться. Ну, если возражений на
этот счет нет. ;)


"Хотелось бы также немного критики. А то все слишком шоколадно получается :)"
Хочешь обматерю? :)))))

(Reply to this) (Parent)


[info]amscidus
2006-10-07 12:49 am UTC (link)
Присоединюсь к респектам. Отлично изложено. Что касается разумности, то с некоторыми оговорками, в синонимичный ряд можно добавить понятие креативности, безусловно при понимании его как способность разума генерировать новые решения, не прибегая к базе прецедентов и т.д. Кстати, похожие размышления встречал у Варракса в статьях по поводу определения и прогнозирование интеллекта.

> Чем-то тут нехорошим пахнет. Кажется, это называется рационализацией: "нет, мы не вредим организму и не забиваем на физкультуру, а ищем в бутылке новые горизонты". У меня такие товарищи на лавочке неподалёку от подъезда тусуются.

Имхо, кривоватое замечание.
Вполне очевидно, что ключевое слово в контексте: беседа, а не пиво.

>....ИМХО. Четвертая категория - воля. Способность заставить преодолеть трудности и перейти грань от нахождения задачи к началу решения, а также не отступаться до конца.

На мой взгляд очень ценное замечание. Хотя воля и не является полноценным параметром умственной деятельности, мотивационный фактор может очень четко соотносится с понятием разумности, и вполне возможно, все же может претендовать на вынесение в отдельный аспект.

> Я правильно поняла, что интуиция есть часть интеллекта?

Мне кажется интуиция больше может претендовать на статус иррациональной стороны разумности, поскольку являет собой вариант(ощущение) правильности/неправильности выбранного решения, то есть направленности умственной деятельности, а отнюдь не сам процесс решения(с).

(Reply to this) (Thread)


[info]karais
2006-10-07 09:02 am UTC (link)
"Что касается разумности, то с некоторыми оговорками, в синонимичный ряд можно добавить понятие креативности, безусловно при понимании его как способность разума генерировать новые решения, не прибегая к базе прецедентов и т.д."
С замечанием согласен. Однако креативность имеет весьма сильную связь с интеллектом, помкольку относится именно к процессу решения уже поставленной задачи. Креативность, которая проявляется на уровне выбора задачи можно назвать оригинальностью или нестандартностью.

"Хотя воля и не является полноценным параметром умственной деятельности, мотивационный фактор может очень четко соотносится с понятием разумности, и вполне возможно, все же может претендовать на вынесение в отдельный аспект."
Значит и ты считаешь что разумность весьма сильно связана с мотивационной сферой? Накапливаются основания для того, чтобы считать эту связь объективной :)

"Мне кажется интуиция больше может претендовать на статус иррациональной стороны разумности, поскольку являет собой вариант(ощущение) правильности/неправильности выбранного решения, то есть направленности умственной деятельности, а отнюдь не сам процесс решения(с)."
См. выше в ответе Sheanhesh.

(Reply to this) (Parent)


[info]amscidus
2006-10-08 12:15 am UTC (link)
>> "Я правильно поняла, что интуиция есть часть интеллекта?"
>Совершенно верно. Это признает даже академическая психология.

Не согласен. Еще раз замечу, что соотнося интуицию с интеллектом, мы тем самым, отталкиваясь от твоих же замечаний, сводим ее к процессу обработки информации, только иррациональной природы, начисто игнорируя свойственный ей момент "озарения", который гораздо больше характерен для разумности. Интуиция не есть процесс решения. Она гораздо "больше" этого. Она задает направление дальнейшего движения, что опять-таки более характерно для разумности.

(Reply to this) (Thread)


[info]kecal_koatl
2007-03-16 11:31 am UTC (link)
Соглашусь с [info]amscidus. Инсайт - это главный критерий работы интуиции известный на данный момент. Инсайт никогда не появляется при простой аналитической работе. Существует даже вполне фиксируемая фаза "затишься" (инкубационный период) когда поэт/ученый бросают свою работу совсем не занимаясь аналитико-синтетическими операциями. Именно в этот период и работает интуитивное решение задачи, наступает инсайт.

Академическая психология, насколько мне известно, признает только то, что интуиция играет важную роль в [решении задач]. Но частью интеллекта ее еще никто называть не осмеливался: и не без оснований. Скорее всего, [info]karais подразумевает не интуицию, а аффекты которые действительно включены в интеллект и играют роль естественных регуляторов.

(Reply to this) (Parent)

Основательно
[info]kecal_koatl
2007-03-15 11:49 pm UTC (link)
>> Разумность можно определить как свойство мышления, которое играет ключевую роль в процессе выбора или формулировки необходимых для решения задач. <<
Определение разумности очень похоже на сознательный процесс расставления приоритетов. Статья безупречна, но наукообразна, а следовательно притендует на наукоподобие. Раз притендует, то у меня есть обоснованная критика: не встретил в тексте обоснования введения специальной категории "разумность" для обозначение волевых процессов связанных с оценочным маркированием.

Кстати говоря, по тексту смутно понимается, что "разумность" не гомогенна и делится как минимум на несколько этапов. Первый, видимо, это перцептивный: оценка ситуации (или наличного опыта). Или мне мерещится? Если не мерещится, то вопрос: ты знаешь концепцию эмоционального интеллекта? По сути очень интересно переплетается с твоими идеями. Только ЭИ, как теоретический конструкт махом решает (должен) все эти проблемы (эмо, инт, воля). Если знаешь об ЭИ: было бы интересно услышать как твоя модель трехчасного мышления может с ним соотносится.

>> Специфика разумности заключается в том, что она является индикатором, который показывает задачу являющуюся ценной для разрешения. <<
Этот этап должен быть связан с аффективной сферой: оценка возможна при рефлексии собственных переживаний по поводу возникшей ситуации. Если это так, то это найдено и названо "эмоциональной компетентностью". Нет, напротив, твоя концепция мне импанирует, просто я даю наводки, что твоя категория "разумности" некоторыми местами приближается к открытым в психологии конструктам. Ты бы мог это использовать.

(Reply to this) (Thread)


[info]karais
2007-03-16 08:45 pm UTC (link)
Ну что, поехали? :)

Насчет наукоподобия - согласен. Слог выдает наукоподобие и если есть разночтения с точки зрения т.н. "нормальной" (по Куну) науки, то замечания только приветствуются. Статья написана в основном с позиции "так ощущается". Поэтому параллели и конфликты с тем, что уже установлено, очень интересны.

"Определение разумности очень похоже на сознательный процесс расставления приоритетов."
В определении я попытался озвучить квинтессенцию, самое ядро понятия. Получилось что-то типа "способности выбирать". Я пытался очертить ответ на вопрос "что есть разумность", но обошел вниманием моменты связанные с тем как именно она функционирует. На вопрос "как" всегда ответить сложнее :)

У тебя, видимо, сложилось впечатление, что разумность имеет отношение к сознательному выбору. Но мне все же кажется, что разумность расставляет приоритеты под порогом сознания, т.е. выбор происходит преимущественно бессознательно. Для такой точки зрения есть кое-какие основания.

Если мы находимся в состоянии сознательного выбора, то это означает что мы решаем задачу по выбору одной альтернативы из предложенного спектра. Сознание ищет доводы для того, чтобы принять одно и отвергнуть иное. В данном случае решается задача выбора и на поле боя орудует интеллект. Этим я хочу сказать, что сознательный выбор - это одна из задач, которая решается с привлечением интеллекта. Допустим, что выбор сделан с четким осознанием причин. После решения вряд ли активно подключится эмоциональная сфера. Максимум, чего стоит ожидать - удовольствие от того, что задача решена.

Разумность, как мне кажется, оперирует несколько на ином поле. Если интеллект работает с четко поставленными задачами, то разумность чаще сама находит для себя работу. Она как бы вычленяет субъективно значимую задачу из потока частично осознанных задач. То есть интеллект выбирает одну из нескольких предложенных, а разумность - одну из множества неочевидных. Причем я далек от мысли, что этот "разумный выбор" случаен. Скорее всего, он обусловлен внутренними потребностями или потенциями, которые не осознанны, но это не означает, что они бесполезны. Выбор, который пришел из глубины собственного естества (бля, как пафосно получилось) - это как раз и есть самое оно. Грубо говоря, сознание стоит в сторонке и пытается осознать тот выбор, который сделан бессознательным. Если после того, как выбор сделан, задача поддалась и разрешилась начинает плющить не по детски. Вот так на волю вырывается из тех же глубин аффективный заряд. А проводником его является разумность. То есть я склонен рассматривать разумность как связующее звено, но не как волевой процесс маркировки.

Насчет этапов.
Здесь опять сугубое ИМХО: разумности предшествует процесс перцепции. То есть разумность, грубо говоря, в фоновом режиме отслеживает что происходит. Причем одним глазом она смотрит вовне, а другим - внутрь субъекта. Иными словами, есть события, которые происходят во внешней жизни, и есть внутренняя жизнь психе. На пересечении внутренних потенций и внешних реалий разумность формулирует задачи, которые и предопределяют дальнейший жизненный путь индивида.

Об ЭИ я не слыхал. Посмотрел в поисковике. Навскидку - отличие в том, что разумность - это винтик в системе, а ЭИ - это готовая система.

Если сравнивать с 5 аспектами ЭИ Goleman'a:
1. Познание своих эмоций. Самосознание.
Здесь, насколько я понимаю, выражено стремление к осознанию основ себя, своей сути. В моей модели эта суть является тем фактором, который направляет активность разумности (разумную активность :). Честно говоря, забавно видеть в одном пункте все проблемы аналитической психологии.
2. Управление эмоциями. Способность разбирать чувства (стрёмная формулировка).
По моему имеет смысл только в долгосрочном аспекте. Хотя вне контекста сложно говорить однозначно.
3. Самомотивация. Подчинение эмоций задаче достижения цели.
Это можно сопоставить с попыткой изменить вектор действия разумности.
4. Признание чужих эмоций - нет параллелей
5. Управление отношениями - тоже.

(Reply to this) (Parent)


(14 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…